- ОПИСАНИЕ
ОПИСА́НИЕ, вид повествования, в котором изображается какая-либо статическая картина: портрет, обстановка действия, пейзаж, интерьер и т. п. Выделяют статическое и динамическое О. Статическое О. не входит во временное развертывание действия и прерывает развитие событий (напр., О. парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные», обширные О. дома, города у О. Бальзака, Э. Золя); оно может использоваться в качестве приема ретардации, торможения действия. На ранних этапах развития сюжетного повествования (напр., бытовые, авантюрные, сатирические русские повести XVII в.) статическое О. встречается крайне редко, т. к. мешает стремительному развитию сюжета, цель которого постоянно удерживать внимание и интерес читателя к перипетиям действия. Динамическое О. обычно небольшое по объему, включено в событие и не приостанавливает действия; например, пейзаж дается через восприятие персонажа по ходу его передвижения в пространстве («Степь» А. П. Чехова). О. как вид повествования зависит от «точки зрения» (оценочной, пространственной, психологической) автора или рассказчика. Характер О. зависит от жанра, стиля, принадлежности автора и произведения к определённому направлению.
Существуют отдельные жанры, например описательная поэма («Сады» Ж. Делиля), кладбищенская поэзия (Т. Грей, В. А. Жуковский), и произведения («Евгению. Жизнь Званская» Г. Р. Державина, «Листопад» И. А. Бунина, миниатюры М. М. Пришвина), целиком построенные на развернутом О.
В. А. Сапогов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.